Краткие новости

Завел еще один блог на WordPress. Смотреть здесь: http://blog.goloviznin.ru/
 
Главная arrow Головизнины в истории arrow Илларион Матфеевич Головизнин, просветитель удмуртов, умер в 1795 г.
Илларион Матфеевич Головизнин, просветитель удмуртов, умер в 1795 г. | Печать |  E-mail
11.10.2011 г.

Храм Казанской Божьей Матери в Вавоже
Храм Казанской Божьей Матери в Вавоже
Среди первых священников Вавожа последней трети XVIII века упоминаются Илларион Матфеевич Головизнин (?-1795), Михаил Иванов, Тимофей Иоаннович Иванов (?-1792), Николай Курочкин, Ларион Матвеев, Иоанн Стефанович Михайлов, Василий Петров, Петр Никитин (1741-1796). Кстати, сын последнего Федор получил из-за своего характера прозвище "Несмелов", ставшее его фамилией. Несмеловы позже будут среди членов клира и активных прихожан - вавожан.

В самом конце XVIII века в сельском храме появляются представители новых династий иереев: Стефан Михайлов, Александр Афанасьевич Кротов (1774-1819), Гавриил Аникеевич Мултановский (1775-?), Александр Мултановский (1776-1815).

Все они делали великое дело.

Труды их были многообразны и благородны. Будучи русскими по происхождению, они старались изучить язык и быт удмуртов, чтобы доходчиво и понятно объяснять им великие истины Евангелия и преимущества христианства. Никаких особых "перегибов" (вроде вооруженных "карателей"-миссионеров) в истории крещения обитателей вавожского края не отмечалось ни тогда, ни позже.

"Карателей" не было, но тихие, боязливые удмурты все же по мере возможности старались уйти подальше в леса, опасаясь соседства с православным храмом. Известно, что те удмурты, которые ушли из Вавожа, основали за рекой Ува деревню Пужмо. Но постепенно удмуртские крестьяне убеждались в доброжелательности своих православных батюшек, понимали важность церковного и светского просвещения, учились ценить красоту церковного зодчества, пения и живописи. Прекрасные храмы всегда и везде, в любых религиях, имели цивилизующее, облагораживающее значение. Человек без веры дичает.

Примером для подражания становился и весь русский народ в целом, значительно раньше удмуртов приобщившийся к христианству. Уже к началу XIX века в селе абсолютно преобладали русские. Но в самом приходе (около 60 деревень и починков) и тогда, и позже до 70% населения неизменно составляли удмурты. Под влиянием русских новоселов они постепенно проникались любовью к храмовому благолепию.

Источник: книга Евгения Федоровича Шумилова "Вавож " глава 4

Племенной союз древних удмуртов, известный под этнонимом Келмезь, формировался с XIII века на реке Кельмезь. В союз входил род Можга. Примерно в XVI веке его представители стали продвигаться к югу от нынешних Сюмсей, осваивая верховья реки Вала. Расселяясь на свободных участках, удмурты этого рода основали у самого впадения р. Увы, в р. Валу деревушку Вавож - Можга. Через некоторое время было разделение на отдельные деревни Вавож и Можга.

Вавож - это чисто удмуртское название состоит из двух слов- "Ва" и "Вож". Ва -это исконное название реки Ува. Вож - устье реки Ва.

В начале XIX века сформировалась волость, центром которой стал Вавож. В её состав вошла северная часть современного Вавожского района. Так село становится административным центром, что ещё более выделяет Вавож из ряда даже более крупных населённых пунктов.

"Вавожская церковь".

В XVIII веке начато строительство первой деревянной церкви в Вавоже. Она была небольшая и освящена 30/XI -1754 года во имя Казанской Божей Матери по благословению Архиепископа Вениамина.

 

 
« Пред.   След. »
© 2018 Фамилия - Головизнин
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2006 Joom.Ru - Русский дом Joomla CMS
Страница сгенерирована за 0.027894 секунд